вход

Миссия

Основная задача центра Логос - всесторонняя поддержка талантливых школьников и студентов в области физики и математики, обеспечение возможности получения ими качественного и фундаментального физико-математического образования, создание благоприятных условий для развития и реализации их творческой активности, организация и укрепление всесторонних связей внутри цепочки "школа-вуз-производство" на региональном, российском и международном уровнях.


Наши основные рабочие принципы и устоявшиеся традиции сформировались и выросли на основе многолетней практики работы с одаренными школьниками Ярославской области. В целом, они отражают как специфические особенности детей, с которыми мы работаем, так и наш "коллективный портрет".


Метод диалога
В своей работе с детьми мы пытаемся наладить диалог с ними, что выражается, в частности, и в том, что мы не только обучаем, но и сами учимся. Мы стимулируем творческую атмосферу на занятиях, таким образом, чтобы любое занятие - лекция, практическое занятие по решению задач, лабораторная работа - проходило как рабочий семинар, на котором можно задавать любые вопросы и предлагать любые идеи. Все вопросы и идеи подлежат обсуждению и анализу, почти всегда - совместному с аудиторией. Если какие-то идеи вызревают, то они, в той или иной форме, доводятся до своей реализации. В научной работе со школьниками элемент сугубо самостоятельной работы - обязателен. Наше научное руководство сводится к постановке задачи, консультациям и обсуждением ее хода, и помощи в правильном ее оформлении. Все остальное - личный вклад ученика.
Приоритеты
Приоритет в нашей работе отдается не столько достижению конкретных результатов (как показывает опыт, они всегда есть, если работа организована и спланирована разумно), сколько обучению творчески применять свои знания, умения и навыки, их гармоничному включению в общий культурный контекст личности учащегося, самостоятельному и критическому мышлению. По нашему убеждению, акцентирование внимания на высоких результатах, которое иногда можно наблюдать в школах с углубленным изучением предметов, может сильно деформировать мироощущение ребенка, вызвать появление нежелательных комплексов и фобий, которые, в конечном счете, ставят под вопрос результаты предыдущей работы. Здесь уместна аналогия разницы между физкультурой и профессиональным спортом. Мы, в основном, выбираем "физкультуру", а решение о том, остаться ли учащемуся "физкультурником" или стать "спортсменом" мы предоставляем сделать ему самому, когда он получит достаточно ясное представление о предмете. Но даже и при такой осторожной политике не все и всегда происходит гладко.
Соотношение нового и старого
В своей работе мы, в целом, придерживаемся методики обучения времен советской школы, которая, на наш взгляд, выдержала проверку временем и имеет много преимуществ, по сравнению с современными западными методиками. В частности, это отражается в том, что новый материал мы стараемся изучать и закреплять на примере решения большого количества задач различной степени трудности. Мы осторожно относимся к различным новым методикам обучения и новым учебным программам по физике и математике. Некоторые из них, на наш взгляд, отражают довольно опасную тенденцию в образовании, о которой неоднократно писалось в центральной печати: от фундаментальности и единства к конъюнктурности и раздробленности. Вместе с тем, в процессе нашей собственной работы у нас, естественно, появляются свои мысли и находки, которые мы, после их обсуждения на методических советах, пробуем внедрять в учебный процесс. В качестве примеров можно привести нашу научную работу со школьниками, творческие исследовательские проекты, внутренние научные конференции. Мы считаем, что современные компьютерные технологии должны внедряться в учебный процесс постепенно и продуманно и, в любом случае, они не могут стать центральным звеном образовательного процесса и полностью нивелировать роль личного общения ученика с преподавателями.
Индивидуальный и коллективный подход
На протяжении 20 лет работы нам постоянно приходилось иметь дело с ситуацией, когда учебные группы состоят из учащихся с очень разным уровнем подготовки. Мы старались учитывать это и работали дополнительно с теми учащимися, которым не хватало нагрузки на общих занятиях. С другой стороны, очень хорошо зарекомендовали себя смешанные занятия, на которых присутствуют ребята из разных классов с разными уровнями подготовки. В этом случае старшие помогают и объясняют младшим, а младшие задают вопросы. В результате получается очень интересная игровая ситуация, в которой, на самом деле, обучаются все. К настоящему времени мы пришли к выводу о том, что нам необходимо сочетать индивидуальный и групповой подход, в зависимости от ближайшей тактической цели.
Мировоззрение
Мы никогда не акцентируем внимание детей на том, что наши профильные специальности (физика и математика) являются каким-то ядром их образования. Тем не менее, на деле получается, что именно совместная работа над материалом, решение задач и обсуждение различных проблем современной физики и математики является тем идейным стержнем, вокруг которого образуется пространство для общения в более широком смысле. Мы никогда не уходим в сторону от обсуждения политических, культурных, мировоззренческих вопросов, всегда высказываем свою точку зрения и выслушиваем точку зрения учеников. В процессе общения выясняется, что помимо физики и математики у нас есть много точек соприкосновения интересов и в других сферах: музыке, литературе, изобразительному искусству, религии. На наш взгляд, все достойное внимания в человеческой культуре, может послужить предметом обсуждения и средством для лучшего взаимопонимания учителя и ученика.

Мы будем рады, если наш опыт окажется полезным для педагогов других школ или специальностей, а также будем признательны, тем кто поделится с нами своим опытом. Мы не оставим без внимания любые замечания, пожелания и вопросы!