- Региональный научно-образовательный центр
- ЛОГОС
- некоммерческое партнерство
Наши количественные оценки силы трения качения независимо от ее механизма будут опираться
на решение статической контактной задачи теории упругости
[
7]. В общей постановке эта задача формулируется следующим образом:
найти величины, характеризующие деформацию двух упругих
выпуклых тел, сдавливаемых постоянной силой

, в области их контакта (размер и форму площадки контакта, смятие),
а также распределение нормальных напряжений в этой области (см. рис.
7).
|
Рис. 7. К контактной задаче теории упругости. Площадка контакта и ее характеристики:
-- полуширина полосы контакта,
-- ширина колеса,
-- смятие. |
Нас будет интересовать частный случай этой задачи
когда упруго-пластическое колесо радиуса

прижимается к плоской поверхности. Для некоторого
упрощения формул предположим также, что мы имеем дело с "мягким" колесом и "жесткой"
поверхностью, так что их модули Юнга удовлетворяют неравенству:

.
В этом случае общие формулы решения контактной задачи приводят
к следующим выражениям для основных
характеристик и соотношений вблизи площадки контакта (она будет представлять
собой прямоугольную полосу шириной

):
 |
(3) |
где

-- распределение нормального к площадке напряжения в зависимости от координаты

(см. рис.
7),

-- прижимающая сила, отнесенная к единице ширины

колеса,

-- смятие, в рассматриваемой ситуации равное высоте кругового сегмента, вжатого внутрь колеса,

где

-- модуль Юнга материала, из которого изготовлено колесо
(или, точнее говоря, его обод),

-- коэффициент Пуассона.
След.: 3.2. Потери на упругий
Выше: 3. Оценки различных составляющих
Пред.: 3. Оценки различных составляющих