- Региональный научно-образовательный центр
- ЛОГОС
- некоммерческое партнерство
3.3. Механизм проскальзывания
При качении колеса части его обода непрерывно попадают на площадку контакта и выходят из нее. Нетрудно заметить (см. рис. 10), что при этом на площадке контакта с необходимостью возникает проскальзывание элементов обода относительно элементов поверхности, поскольку длина смятой части обода всегда меньше длины той же части в недеформированном состоянии. Для количественных оценок подсчитаем сначала среднюю линейную относительную деформацию смятой части обода. Она равна разности длин деформированного элемента обода и недеформированного, отнесенной к длине недеформированного элемента:
где -- малый угол, стягивающий хорду контакта (см. рис. 10). Пусть теперь колесо в процессе качения по поверхности поворачивается из некоторого положения на угол При этом недефорированный элемент обода заходит на площадку контакта и такой же элемент выходит из нее. Оба процесса сопровождаются изменением длины этих элементов на величину Поскольку это изменение происходит при действии нормальной прижимающей силы на площадке контакта, то при наличии коэффициента трения затрачивается энергия на работу против сил трения скольжения:
Относя эту работу к интервалу времени за который колесо повернулось на угол получаем выражение для мощности потерь энергии:
Приравнивая это выражение мощности силы трения качения и подставляя приходим после некоторых упрощающих преобразований к окончательной оценке:
След.: 3.4. Механизм разрыва адгезионных Выше: 3. Оценки различных составляющих Пред.: 3.2.2. Динамический гистерезис